Режим дня новорожденного

Многие родители с самого рождения приучают малыша к расписанию. Сегодня понятие строгого режима (к счастью) постепенно отходит на второй план. Современные педиатры и детские психологи утверждают, что строгого расписания придерживаться вовсе не нужно, достаточно соблюдать определенный ритм дня с младенцем. 

новорожденный

 

Психология режима


В основе режимности и формирования ее у ребенка лежит понятие родителей о его необходимости и их отношение к режиму. Некоторым мамочкам удобнее строго следовать режиму, не отклоняясь от него, особенно если ребенок искусственник и его режим построен вокруг графика кормлений. А вот мамы грудничков обычно придерживаются более гибкого графика и не зацикливаются на строгом соблюдении времени купаний, снов и смен подгузников. На режиме часто настаивают и врачи старой школы, обученные к воспитанию и лечению в основном искусственников с их строгим соблюдением графика кормления смесью. Режим мотивируют тем, что при несоблюдении его ребенок будет избалован, а значит – вырастет эгоистом. Но так ли это?

 

Надо или не надо?


Еще двадцать лет назад отступать от строгого, почти казарменного режима дня младенца никто и не подумал бы, считалось, что у младенцев нет потребностей и желаний и за них все должны решать взрослые. Однако, когда активно стала развиваться наука хронобиология, было выяснено, что биологические часы работают даже у грудничков и есть детишки откровенные ”жаворонки” и патологические ”совы”. Навязывание им одинакового режима в большинстве случаев оборачивается криками, срывами и истериками при укладывании и пробуждении. Конечно, со временем дети могут приспособиться к навязанному им режиму, но это может обернуться серьезными нарушениями в состоянии их здоровья, вплоть до развития нарушений по неврологии, аллергии, проблем с пищеварением и прочих проблем.

При этом, если оставить ребенка в покое на несколько дней, и дать ему самому вставать и ложиться, по большей части выясняется достаточно четкая закономерность в смене состояний сна и бодрствования, то есть собственный режим дня, правда, не всегда подходящий родителям. Тогда в некоторых случаях нужно пойти на компромисс или временные уступки, с возрастом режим можно будет постепенно менять. Это будет правильно с психологической и биологической точек зрения – вы будете соблюдать биологические программы развития ребенка и не нарушите их формирование.


Что включает режим?


В понятие режима дня входит пробуждение и отход ко сну, дневной и ночной сон, приемы пищи, прогулки, игры и гигиенические мероприятия. Все они должны происходить у ребенка в определенной последовательности, чтобы у малыша формировалась привычка делать все в свое время, наиболее оптимально с точки зрения его возрастной физиологии.

То есть у детей первых месяцев жизни режим должен быть завязан на кормлениях и снах, с небольшими периодами бодрствования, а у детей старшего возраста – связан с посещением дошкольных учреждений, занятиями, сном и питанием. Поэтому режим – это динамический показатель, меняющийся соответственно меняющимся потребностям ребенка.

Если совсем не придерживаться никого режима, ребенку будет сложно выработать привычку ко сну и питанию, а при чрезмерной строгости режима можно получить протесты и истерики, нужно уметь находить золотую середину – компромисс. Привыкая к определенной последовательности событий в жизни, ребенок выполняет их ”на автомате”, без капризов, лучше кушает и спокойнее засыпает.

 

Как формировать режим?


Первые три года в жизни ребенка – это очень динамичное в плане развития и режима время, он растет и развивается быстрыми темпами и потребности в сне и питании меняются. Поэтому режим в первые годы меняется чаще, чем во все последующие, на первом году режим претерпевает смены примерно в три-четыре месяца, затем после полугода, в девять-одиннадцать месяцев и потом после полутора лет формируется примерный режим на дальнейшие несколько лет.

В основном меняются количество снов – ночных и дневных, и количество приемов пищи, прогулок. Остается неизменным наличие сна днем, сначала снов несколько, потом остается один, а также основных приемов пищи с перекусами.

Нет смысла расписывать временные постулаты режима – ваш ребенок лучше покажет вам конкретное время снов и приемов пищи, есть только определенные методические рекомендации, которым стоило бы следовать, составляя приблизительный распорядок дня.

Если ваш малыш болезненный или ослабленный, перевод его с одного режима на другой необходимо осуществлять медленнее обычного. До полутора лет необходимо учитывать в режиме дня два дневных сна, так как одного не хватит для полноценного отдыха ребенка.

Всегда необходимо делать отступления в режиме, если ребенок демонстрирует признаки утомления или голода, можно положить спать или покормить его пораньше. Если же при старом режиме такие эпизоды повторяются с завидной регулярностью – это повод сменить режим на более подходящий.

При назначении нового режима надо проследить за самочувствием малыша. Как правило, перевод на новый режим детей 3–6 месяцев проходит безболезненно. В 9–10 месяцев, когда ребенка начинают укладывать спать днем два раза (до этого он спал днем три раза), на новый режим ребенка переводят постепенно: либо сокращают в течение нескольких дней продолжительность одного дневного сна, либо через два-три дня после перевода на новый распорядок возвращаются к прежнему на один-два дня и затем снова устанавливают режим, соответствующий возрасту ребенка.

Необходимо соблюдать правильное чередование сна, бодрствования и кормления. На первом году жизни целесообразно установить такую последовательность, при которой сон непосредственно предшествует кормлению, а после кормления ребенок бодрствует. В таком случае малыш активен во время бодрствования, а утомившись, быстро засыпает, выспавшись, охотно ест. Неправильно думать, что ребенок должен засыпать у груди матери сразу после еды. К чему это приводит? Поспав после кормления, он просыпается, не ощущая сытости, начинает требовать еды раньше установленного по режиму времени, плачет и устает. Бодрствование его проходит неполноценно, при недостаточной активности (а ведь именно в эти отрезки дня он может многое узнать и многому научиться!). Ко времени кормления он уже утомлен, плохо ест и, не съедая положенной нормы, засыпает. Только при переводе ребенка на режим с одним дневным сном его укладывают после обеда.

Внимательное отношение взрослого к самочувствию ребенка, спокойный тон, побуждение его к активности способствуют тому, что малыш охотно принимается за еду, не противится одеванию, радуется, когда его купают. Это позволяет избежать капризов и многих огорчений во взаимоотношениях взрослого и ребенка, укрепляет их привязанность.

 

Важно создать у детей и соответствующий настрой: перед укладыванием спать исключить все, что может возбуждать, а ребенка, владеющего речью, предупредить о том, что ему вскоре предстоит делать. Например, предложить уложить куклу или мишку, напомнив, что и ему скоро надо отправляться спать.

 

Сон


Ребенку необходим крепкий и достаточный по продолжительности сон. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга. Если ребенок выспался, у него хорошее настроение, он активен, деятелен. А когда малыш не доспал, он капризен, вял или, напротив, возбужден. При этом страдает не только его поведение во время бодрствования, но и сам сон: перевозбудившийся от недосыпания ребенок с трудом засыпает, когда наступает время следующего сна. Это может создавать ложное впечатление, будто он не хочет спать и нуждается в сокращении сна. Всячески оберегайте сон ребенка. Укладывайте его спать днем столько раз, сколько предусмотрено режимом дня, соответствующим его возрасту.

Не затевайте с ним шумных веселых игр. Переход от бодрствования ко сну должен быть постепенным. Не надо рассказывать перед сном новую сказку или историю, которая произведет на него сильное впечатление. Лучше посмотреть вместе с ним картинки или вспомнить уже знакомую сказку. Помните: возбужденный перед сном ребенок долго не может заснуть. Привычная обстановка, постоянная последовательность приготовлений: туалет, переодевание (так же, как и определенное время укладывания) помогают ребенку быстрее заснуть.

Для спокойного сна надо создать соответствующие условия. Нет необходимости приучать малыша спать при абсолютной тишине и в темноте. Малейший шум и свет в другой обстановке нарушат его сон. Однако ошибочно мнение, что ребенка надо приучать спать при ярком свете, включенном на полную громкость радио или телевизоре. Даже в тех случаях, когда дети внешне не реагируют на яркий свет или громкий звук, эти раздражители тем не менее действуют на мозг, и отдых становится неполноценным, во время сна маленьких детей можно вполголоса разговаривать, свет полностью не гасить, но позаботиться о том, чтобы он не падал на лицо малыша.

Не следует приучать ребенка засыпать при дополнительных воздействиях: укачивании, похлопывании и др. Сон является естественной потребностью организма, вызываемой утомлением в период бодрствования, и нет нужды приучать малыша к каким бы то ни было ”снотворным” средствам. Если же малыш пассивен, недостаточно деятелен в часы, отводимые для игр, у него не возникает потребности в отдыхе, он медленнее засыпает и хуже спит.

 

Прогулка


Прогулка важна для ребенка не только потому, что в это время ребенок дышит свежим воздухом. Во время прогулки малыш познает окружающий мир.

Дети первого года жизни дневной сон и часть бодрствования проводят на улице. Свежий воздух способствует быстрому засыпанию младенца. Малыши в возрасте от 1 года до 1,5 лет еще с трудом передвигаются в теплой одежде. Поэтому в холодное время года они мало гуляют, а потребность в свежем воздухе удовлетворяется во время сна на балконе или на улице. После 1,5 лет дети гуляют два раза в день. Надо, чтобы во дворе, в сквере, в лесу они много двигались, учились преодолевать небольшие препятствия, общались со сверстниками. Различные игрушки: машины, санки (в зависимости от времени года), совки, лопатки, формочки, мячи, обручи, велосипед – помогут ребенку провести время интересно и весело.


Хорошего аппетита!


Залог того, что это пожелание сбудется – правильное кормление ребенка. У детей первого полугодия жизни обычно не возникает казусов с кормлением, если не нарушается режим. С 5–6 месяцев, когда врач назначает первый прикорм, кашу или пюре надо давать только с ложки, а не бутылочкой. Это поможет в дальнейшем (в 8–9 месяцев) перевести ребенка на так называемое ”ползунковое” меню, приучить его к пище, более разнообразной по консистенции и вкусовым качествам. Если пищу ребенку дают через соску из бутылочки, у него задерживается развитие функций жевательного аппарата, образуется привычка принимать только жидкую пищу; попытка накормить его густой, если привычка укрепилась, может привести к рвоте. Ребенок в таком случае не получит полноценного питания, необходимого для его роста и развития.

Важно также вовремя приучить ребенка к пище, разной по вкусу. Это способствует развитию вкусовых ощущений и позволяет правильно составлять рацион ребенка. Если малыш неохотно ест новое блюдо или вовсе отказывается от него, не надо стараться подсластить пищу. Этим только поддерживается привычка к однообразной сладкой еде, и в дальнейшем кормить ребенка будет еще труднее. Лучше дать несколько ложек нового блюда в начале кормления, пока ребенок голоден, а потом докормить привычным.

Здоровые дети, если их правильно кормят, обычно едят с аппетитом. Если ребенок плохо ест, лучше пропустить одно кормление. Не следует прибегать к различным развлечениям, стараясь, как это делают иногда, незаметно вложить малышу лишнюю ложку каши. Для того чтобы пища хорошо усваивалась, внимание ребенка должно быть сосредоточено только на еде. Ее вид и запах способствуют отделению пищеварительных соков, которые обеспечивают ее переваривание.

Нельзя кормить ребенка насильно. Отказ от пищи обычно имеет причины: он может быть вызван непривычной обстановкой, новым блюдом, возможно, малыш не успел проголодаться или нездоров. В любом случае не следует принуждать ребенка есть, так как это лишь вызовет у него протест и закрепит отрицательное отношение к еде. При этом маленький ребенок начинает бояться кормления, плакать, отворачиваться от ложки, а постарше ищет возможности спрятаться, чтобы избежать приема пищи. В таких случаях кормление может сопровождаться рвотой.

Для того чтобы поддержать у ребенка аппетит, надо прежде всего спокойно относиться к вполне естественным колебаниям в его поведении, не давать слишком больших порций, побуждать к проявлению активности. Самым маленьким подносить ложку ко рту, когда он открыт, а не вкладывать ее насильно, ”пробиваясь” сквозь сомкнутые губы.

 

С 7—8 месяцев малыша приучают пить из чашки, придерживая ее вместе с ним; в 8–9 месяцев учат во время обеда ”откусывать” хлеб.

Годовалый ребенок может брать чашку со стола и, удерживая ее, самостоятельно пить. В этом возрасте его начинают учить во время обеда пользоваться салфеткой, самостоятельно садиться за стол.

В первые месяцы жизни организм детей постепенно приспосабливается к окружающей обстановке и привыкает к определенному режиму. Это происходит по мере развития у них коры головного мозга путем приобретения рефлекса на определенное время.

Для детей необходимо составлять режим дня, включая в него: питание, туалет, закаливание, физические упражнения, массаж и игры.

 

Примерный режим для ребенка от 1,5 до 3 месяцев: кормление 7 раз в день через 3 часа; бодрствование 5 раз по 1,5 часа; сон днем 4 раза по 1,5 часа, ночью –10,5 часа.

С возрастом периоды бодрствования детей увеличиваются, поэтому в режим вносятся соответствующие изменения.

Примерный режим для ребенка 5–6 месяцев: кормление 5 раз в день через 4 часа; бодрствование 4 раза по 2 часа; сон днем 3 раза по 2 часа, а ночью –10 часов.

В 9–10-месячном возрасте длительность дневного сна сокращается до 4–3,5 часа, а суточного сна до 14–13,5 часа. Дети уже могут не спать до 2,5–3,5 часа подряд.

Дети старше 9–10 месяцев спят днем 2 раза и бодрствуют 3 раза.

При переходе с одного режима на другой ребенку обычно требуется несколько дней, чтобы привыкнуть к новому распорядку.

Во время бодрствования детям необходимы полноценное питание, хороший гигиенический уход и закаливание. Гимнастика, способствующая росту и образованию двигательных навыков ребенка, включается в режим 1-2 раза в первой половине дня.

 

У детей от 1 года до 3 лет режим несколько иной. Дети спят днем только 2 раза. С 1 года 2-3 месяцев они уже бодрствуют 3-4 часа подряд. Постепенно период бодрствования удлиняется, и в возрасте 1 года 8–10 месяцев дети могут бодрствовать подряд несколько (4,5–5) часов. Конечно, распределение часов сна в течение суток может меняться.

Дети от 1 года 2 месяцев до 1 года 10 месяцев должны спать всего 13–13,5 часа, из них 3–3,5 часа днем.

Дети 1,5 года могут спать днем 1 раз. Дети старше 1 года 8 месяцев могут активно бодрствовать без признаков утомления 5–5,5 часа, а более старшие дети –даже 6,5 часа.

Дети 2,5–3 лет спят по 12–12,5 часа, из них днем 2–2,5 часа.

 

Переводить ребенка с одного режима на другой необходимо постепенно, учитывая, что приспособление к новому режиму продолжается в течение нескольких дней. Воздушные ванны, обтирания водой, прогулки на свежем воздухе и другие формы закаливания укрепят организм малыша. Установленный индивидуальный режим ребенка необходимо соблюдать точно, но не формально. В отдельных случаях (при плохом самочувствии ребенка, повышенной раздражительности, болезни и т.п.) необходимо разумно отойти от принятого порядка и обязательно показать ребенка врачу.

 

 

http://www.parenting.ru/