Советы родителям по поведению с конфликтными детьми

конфликтный ребенок

- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разряжаются «бури»;

 

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

 

- после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;

 

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будут продолжать провоцировать их ;

 

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т.к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование радости побежденного.

 

Предлагаем Вам игры и упражнения для устранения конфликтности:

 

 

« На кого я похож»

 

Необходимо ребенку или группе детей ответить на вопрос : « На кого я похож ?», «На какую птицу», «На какое дерево?» , « На какой цветок?» и т.п.

Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т.п.

 

 

Рисунок « Мои друзья»

 

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т.п.

Например, если кто-то из ребят нарисован в виден ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок «колется «

 

 

Ролевая гимнастика

 

а) рассказать известное стихотворение следующим образом :

- шепотом

- пулеметной скоростью

- со скоростью улитки

- как робот

- как иностранец

 

б) походить как:

- младенец

- глубокий старик

- лев

 

в) улыбнуться как :

- кот на солнышке

- как само солнышко

 

г) посидеть как:

- пчела на цветке

- наездник на лошади

- Карабас-Барабас

 

д) попрыгать как:

- кузнечик

- козлик

- кенгуру

 

е) нахмуриться как:

- осенняя туча

- рассерженная мама

- разъяренный лев.

Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.

 

 

« Сказка по кругу»

 

Выбирается тема сказки. И поочередно, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют истории. В конце проводится обсуждение, понравилась ли сказка, что чувствовали,, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребенка.

Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказывать свои мысли, учит адекватным способам взаимодействия-взаимопомощи, умению спокойно выслушивать собеседника.

 

 

« Сидящий стоящий»

 

Один ребенок сидит , другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор.

Через некоторое время дети меняются местами, чтобы испытывать ощущения «сверху» и «снизу». После выполнения этого упражнения дети также делятся впечатлениями.

Игра направлена на то, чтобы показать детям значение неверных средств общения.

 

 

Беседа «Как правильно дружить»

 

В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие том, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые из них приводим ниже:

 

- Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем поможешь.

- Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав скажи ему об этом.

- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй – радуйся успехам товарища вместе с ним.

Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

 

Можно вместе с детьми также сформулировать и правила игры:

 

- Соблюдай правила, старайся выигрывать честно.

- Не радуйся, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на того, кто выиграл, ни на того, по чьей вине, может быть , произошло поражение.

 

Разыгрывание ситуации

 

Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

- два мальчика поссорились – помири их;

- ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;

- твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй померить.

Можно использовать для разыгрывания и те ситуации, которые возникают в ходе реальной игры. При разыгрывании хорошо использовать такой прием, как «обмен ролями», когда дети меняются ролями. Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.