Как избавить ребенка от страхов

страхи ребенка

Если ребенка беспокоят ночные страхи, кошмары и тревожные сны, стоит воспользоваться следующими рекомендациями.

- Перед сном ребенку нужно создать хорошее, умиротворенное настроение.

- При ночных кошмарах нужно увеличить продолжительность сна ребенка на час.

- Не забывайте о необходимости дневного сна на час.

- Не забывайте о необходимости дневного сна.

- Вместе с ребенком выберите из его игрушек ( или в магазине купите вместе с ним новую),

- Если ребенку снятся кошмары, то ему нужно оставлять на ночь включенный свет.

- Если ребенку приснился кошмар, то нужно его ласково успокоить, а затем обсудить с ним его сон.

- Ребенок всегда должен знать, что может рассчитывать на поддержку и полное понимание близких людей. Теплое и мягкое реагирование являются лучшим лекарством против детских страхов. -

Постарайтесь переключить внимание ребенка на те занятия, которые будут для него интересными: игры, чтение сказок, лепка из пластилина и прочее.

 

Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка или читать ему морализаторские нравоучения.     

Прекрасным способом избавить малыша от страхов являются арт-терапевтические методики.


Сказкотерапия

 

Можно сочинить сказку о живущих в темноте существах – страшилках. Страшилки страшненькие ( с виду), но на самом деле совсем безобидные. И даже очень пугливые. Поэтому еще неизвестно, кто кого больше пугает – страшилки детей или дети страшилок.    Или расскажите о мальчике, который пугался темноты, ему казалось, что он слышит какие-то подозрительные движения, скрипы и шорохи, а потом какой-либо герой объясняет ему, что это всего лишь «звуки дом», ведь дом живет и дышит. Разумеется, сказка должна хорошо заканчиваться и быть сдобренной изрядной порцией юмора.


Сказкотерапевтическое  рисованиеРисование это занятие, которое позволяет детям ощутить чувство созидания, свободно выражая чувства и переживания, мечты и надежды. Оно позволяет детям быть собой. Рисование является не только отражением окружающей действительности, но и моделированием  действительности.Для излечения от страхов детям предлагается зарисовать предмет своих страхов карандашом на бумаге.  Если, скажем, ему во снах по ночам является какая-то чудовищная птица, то пусть нарисует ее, ели приведение – пусть изобразит приведение. После того как страх будет нарисован, его нужно вырезать ( или вырвать из листа) и уничтожить.

 

Эффективность сказкотерапевтического рисования  заключается в следующем. Сказки –невидимы.  Человек испытывает чувство страха, предвосхищая опасность. Детские страхи обычно беспредметны, и этой беспредметностью особенно пугающие: ребенок боится, сам толком не понимая чего же он боится. Страх же который ребенок сумел нарисовать, приобретает реальную форму, визуализируясь, материализуясь, сразу же теряет свою таинственность, неизвестность и неизведанность и уходит «ужасность» страха. Можно предложить ребенку придумать какую-нибудь историю с участием предмета его страхов, со счастливым концом, т.е. такую, из которой бы ребенок сумел выйти победителем.


Визуализировать страхи можно не только при помощи карандаша и бумаги, но и создавая их из пластилина или глины. Подвижные игры на избавления от страхов.

 

Игра «Зверушки в норке» ( для детей 3-4 лет)

 

Перед сном мама ложится к ребенку в постель, Свет не выключается.

 

Накрывшись одеялом, женщина ласково говорит малышу слова, похожие на чудесную, баюкающую сказку. О том, что они вдвоем маленькие зверушки, которые лежат в своей теплой, уютной и безопасной норке. И пусть на улице темно, пусть на улице идет дождь, снег,  бушующий ветер, но в норке тепло и хорошо. Здесь никто не страшен. Здесь безопасно! Сюда никто плохой и страшный не придет!   Под этот своеобразный заговор ребенок постепенно расслабился и спокойно засыпал.


Игра «Бобры» ( для детей 3-6лет)

 

По замыслу данной игры, «бобер» ложен не дать «охотнику» себя поймать. Для этого он должен надежно от «охотника» спрятаться.Роль «охотника» исполняет кто-то из родителей, в роли «бобра» должен быть малыш.   Убежище «бобра» делается следующим образом: стол, в одной из комнат, накрывается скатертью, свисающей до пола. Пространство под столом и есть «нора бобра». Свисающая до пола скатерть создает под столом темноту.   «Бобер» убегает от «охотника» и время от времени прячется в «своей норе». А «охотник» ходит по квартире и ищет его. Но найти он его не должен . Когда «охотник» приходит в ту комнату, где находится «нора», ребенок, спрятавшись в нее, должен сидеть там очень тихо, до тех пор, пока не услышит, что «охотник» уходит. Лишь тогда ему можно вылезать.    Естественно, что поначалу «охотник» не должен задерживаться подолгу в комнате. Но постепенно, когда ребенок привыкнет, время это можно увеличивать – «охотник» в безрезультатных поисках «бобра» может ходить по комнате, обшаривать углы, заглядывать в шкафы…


Игра «Приведение»   

 

Игра дает выход накопившейся энергии и эмоциям.   Дети будут играть роль маленьких, симпатичных приведений, которые хотят напугать друг друга. Для этого им нужно тихо произносить звук «У», после чего громко хлопнуть в ладоши.    Эти действия должны чередоваться.


Игра « На разведку»( для детей 5-8 лет)   

 

Папа ( он в этой игре – «командир») дает ребенку («разведчику») задание : сходить «ночью на разведку, чтобы узнать важные военные сведения, например, сосчитать количество единиц оружия врага.    «Ночь» создается путем предварительного затемнения одной из комнат, также в ней раскладывается «оружие» врага. В «ходе разведывательной операции» ребенок должен его сосчитать и, вернувшись обратно, доложить обо всем «командиру».

 

Игра «Найди в плохом хорошее» ( для детей 5-8 лет)   

 

Игра предназначена для развития более оптимистичного взгляда на жизнь у детей, склонных к унынию и пессимизму.   Взрослый ( он выступает в роли ведущего) предлагает детям какую-то неприятную ситуацию. Например, опоздали в кино. Что может быть в этом хорошего, подумайте?

За каждый ответ начисляется очко, и у кого наберется больше очков, тот и победил.   

 

Естественно, что задавая игровые ситуации, нужно избегать трагических коллизий, таких, как болезнь или смерть