Осуществление и учет социального сопровождения семей и лиц в СЖО центром социальных служб

Объектами социального сопровождения являются:

 

- семьи с детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах и не в состоянии преодолеть их с помощью собственных средств и возможностей, в связи с инвалидностью родителей или детей, вынужденной миграцией, наркотической или алкогольной зависимостью одного или обоих членов семьи, пребыванием в местах лишения свободы, ВИЧ-инфекцией, насилием в семье, сложными отношениями в семье т.п.;


- семьи, в которых существует риск передачи ребенка в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;


- одинокие матери или отцы (в том числе несовершеннолетние), которым нужна поддержка;


- семьи, члены которых являются выпускниками интернатных учреждений;


- семьи, члены которых находились в воспитательных, исправительных колониях, следственных изоляторах и вернулись из них или были приговорены к наказанию без лишения свободы, отбывали альтернативные виды наказаний;


- дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки (при необходимости), и лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые являются выпускниками интернатных учреждений;


- матери (в том числе несовершеннолетние), которые имели или имеют намерение отказаться от новорожденных детей;


- молодые люди, которые находились в воспитательных, исправительных колониях, следственных изоляторах и вернулись из них или были приговорены к наказанию без лишения свободы, отбывали альтернативные виды наказаний.

 

Субъектами социального сопровождения являются:

 

Центры и их специализированные формирования.


Непосредственно социальное сопровождение осуществляет штатный или привлеченный работник Центра, назначается приказом директора Центра (далее – социальный работник).

 

На одного социального работника предусматривается ведение не более 10 социальных сопровождений семей или лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.

 

К решению проблем, которые возникли в результате сложных жизненных обстоятельств семьи или лица, на различных этапах осуществления социального сопровождения могут привлекаться другие субъекты социальной работы (органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, юридические и физические лица и т.д.).

 

Социальное сопровождение базируется на принципах:


- добровольности в принятии помощи, активного участия семьи или лица в преодолении сложных жизненных обстоятельств;


- уважения к человеку, признание его ценности независимо от реальных достижений и поведения личности;


- реализации первоочередного права ребенка на рост и воспитания в семье;


- индивидуального и дифференцированного подхода к каждой личности, каждой семьи с учетом их потребностей и особенностей;


- системности, комплексности, бесплатности, доступности социальных услуг;


- толерантности и гуманизма, ответственности за соблюдение норм профессиональной этики;


- приоритетности интересов семьи в целом и отдельных ее членов, сохранения целостности семьи.

 

При осуществлении социального сопровождения Центры имеют право


ставить перед соответствующими органами ходатайство о применении предусмотренных законодательством санкций к предприятиям, учреждениям и организаций всех форм собственности, граждан, наложение дисциплинарных и административных взысканий на должностных лиц в случае нарушения ими законодательства относительно детей и молодежи согласно статье 12 Закона Украины "О социальной работе с детьми и молодежью".

 

 

Содержание социального сопровождения

 

Социальное сопровождение является формой социальной поддержки и предусматривает предоставление конкретному лицу или семье комплекса социальных услуг.


Цель социального сопровождения - преодоление жизненных трудностей, минимизация негативных последствий или даже полное решения проблем семьи или лица.

 

Социальное сопровождение предусматривает:

 

- осуществления социальной помощи, предоставления социальных услуг и социальной реабилитации в соответствии с потребностями личности и характера самих проблем;


- социальное воспитание, включающее создание и проведение мероприятий, направленных на овладение и усвоение общечеловеческих и специальных знаний, социального опыта с целью формирования социально-положительных ценностных ориентаций;


- психологическую, социальную и юридическую поддержку, назначению которой является предоставление профессиональной посреднической помощи в решении различных проблем;


- консультирование, в процессе которого выявляются основные направления преодоления сложных жизненных обстоятельствах;


- сохранение, поддержание и защиту здоровья семьи или лица, содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала и т.д.

 

В процессе осуществления социального сопровождения Центры предоставляют:

 

1. Информационные услуги: предоставление информации, необходимой для решения сложной жизненной ситуации (справочные услуги), а именно:


- о видах социальных выплат (если семья или лицо имеет на них право в соответствии с действующим законодательством);

- предоставление контактов служб или учреждений, куда необходимо обратиться за соответствующей помощью, учреждений, предоставляющих услуги, условия получения социальных услуг и т.п.;


2. Психологические услуги:


- психологическая диагностика, направленная на выявление социально-психологических характеристик личности;

- предоставление консультаций по вопросам психологического здоровья и улучшения взаимоотношений с окружающей средой;

- обсуждение проблем и предоставления советов по решению социальных и психологических проблем, обучение преодолевать трудности и конфликты с окружающими;

- содействие в предотвращении возникновения недоразумений и конфликтов между членами семьи, организация и координация психотерапевтических групп и групп взаимопомощи психологическая коррекция и психологическая реабилитация;


3. Социально-педагогические услуги:


- планирование совместно с семьей или лицом мер и действий по устранению причин, повлекших сложные жизненные обстоятельства;

- мониторинг выполнения запланированных действий; выявление и содействие развитию разносторонних интересов членов семьи;

- просветительская работа по всестороннему и гармоничному развитию ребенка, особенностям развития семьи и семейных отношений;

- обучение родителей эффективным методам воспитания, мобилизации собственных ресурсов семьи для решения проблем в дальнейшем;

- помощь родителям в решении конфликтных ситуаций семейного воспитания, осуществление мониторинга защиты ребенка от жестокого обращения и насилия;

- педагогическое консультирование по вопросам решения педагогических проблем семьи и ее членов, устройство ребенка в клуб, секцию, кружок и т.д.;


4. Социально-медицинские услуги:

 

- посредничество в осуществлении профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий;

- консультации по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

- формирование идеологии здорового образа жизни и преодоления вредных привычек;

- формирование сексуальной культуры и навыков защищенных половых отношений;

- профилактика туберкулеза, венерических заболеваний, ВИЧ / СПИДа;

- содействие в поддержке и охране здоровья и т.п.;


5. Юридические услуги:

 

- предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, гарантий и льгот;

- осуществление защиты прав и интересов семьи или лица, защита прав ребенка;


6. Социально-экономические услуги:

 

- помощь в привлечении дополнительных ресурсов для удовлетворения материальных интересов и потребностей семей или лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах;

- содействие в получении государственных социальных пособий, в предоставлении денежной помощи, а также помощи в виде денежных компенсаций;

- информирование по вопросам трудоустройства и содействие в этом;

- посредничество в оказании гуманитарной помощи и тому подобное;

 


Этапы осуществления социального сопровождения

 

Начало социального сопровождения


Социальное сопровождение начинается на основании результатов социального инспектирования и информации, подтверждающей наличие сложных жизненных обстоятельств после решения совещательного органа о взятия семьи или лица под социальное сопровождение. 

 

Без решения совещательного органа семью или лицо может быть принято под социальное сопровождение по личному обращению семьи или лица и в случае письменного отказа от вынесения их вопроса на рассмотрение совещательного органа. 

 

Начало социального сопровождения начинается после издания Центром соответствующего приказа, которым назначается специалист, ответственный за осуществление социального сопровождения.

 

Обязательным условием взятия семьи или лица под социальное сопровождение Центром является согласие семьи или лица и заключения договора об осуществлении социального сопровождения, в котором указываются права и обязанности каждой из сторон.

Один экземпляр договора хранится в Центре, второй получает семья или лицо.

 

В начале осуществления социального сопровождения социальный работник посещает семью или человека с целью комплексного обследования и осуществления оценки потребностей семьи или лица.

 

При комплексном обследовании социальный работник изучает:


- состояние здоровья, условия развития и воспитания ребенка и отношение к нему;

- мнения членов семьи или лица о проблемах и потребностях, пути их преодоления;

- совместно с семьей или лицом и ближайшим его окружением (Родственниками) материальные, социальные и другие возможности преодоления сложных жизненных обстоятельств и т.п.

 

По результатам комплексного обследования семьи / человека оформляется учетная карточка семьи или лица, находящегося под социальным сопровождением.

 

Планирование социального сопровождения

 

План социального сопровождения семьи или лица (далее - План) составляется после проведения оценки потребностей семьи или лица, которое оказалось в сложных жизненных обстоятельствах. Форма Плана определяется Госсоцслужбой. В Плане указываются конкретные меры, направленные на преодоление жизненных трудностей.


План согласовывается и подписывается всеми совершеннолетними членами семьи, которые будут участвовать в его реализации, и социальным работником, осуществляющим социальное сопровождение.


План должен охватывать основные сферы функционирования семьи, направленные на обеспечение обучения и развития ребенка, эмоционального комфорта, удовлетворения потребностей здоровья, социального и физического функционирования, досуга, общения, интеграции и т.д., и содержать комплекс мер по обеспечению условий для преодоления сложных жизненных обстоятельств семьи или лица и сроки их реализации.

План составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется членам семьи, другой остается в Центре.


План, по необходимости, но не реже одного раза в один месяц анализируется социальным работником с участием членов семьи или лицом.

 

Осуществление и завершение социального сопровождения

 

Социальное сопровождение осуществляется на регулярной основе в течение определенного периода.

 

Срок осуществления социального сопровождения определяется индивидуально для каждой семьи или лица, но не должен превышать шести месяцев. Продолжительность социального сопровождения зависит от остроты проблем, существующих в семье или лица, уровня развития адаптационного потенциала членов семьи или лица, степени функциональной способности семьи или лица относительно самостоятельного преодоления трудностей, уровня развития связей с социальным окружением и т.п.


В случае необходимости по решению совещательного органа срок осуществления сопровождения может быть продлен до одного года.

Для осуществления социального сопровождения социальный работник может привлекать, в случае необходимости, других специалистов и   использовать потенциал общества (по согласию).


После трех месяцев осуществления социального сопровождения проводится промежуточная оценка ситуации, на основании которой, по необходимости, вносятся изменения в План, отражающие изменения в потребностях и положении семьи.


Когда процесс социального сопровождения в соответствии со сроками, указанными в договоре, близится к завершению, осуществляется мониторинговое социальное инспектирование семьи или лица, на основании которого принимается решение о продолжении или завершении социального сопровождения.


Вопрос продолжения осуществления социального сопровождения или его завершения выносится на рассмотрение совещательного органа.

В случае письменного отказа семьи или лица о вынесении его вопроса на рассмотрение заседания совещательного органа, социальное сопровождение может быть продлено или прекращено по решению Центра.


После завершения социального сопровождения семья или человек в обязательном порядке информируется о способах и организации социальной поддержки, которыми он может воспользоваться в будущем.

При необходимости, работа с семьей продолжается с целью предоставления необходимых социальных услуг после завершения социального сопровождения.

 

В случае возникновения конфликтных ситуаций между социальным работником и семьей, обстоятельств, которые приводят к невыполнению Плана или затрудняют его реализацию, и с целью предупреждения профессиональных рисков, для определения путей эффективного социального сопровождения в Центре проводятся совещания специалистов. К участию в совещаниях приглашаются и субъекты социального сопровождения.

 


Центр в обязательном порядке сохраняет материалы по работе с семьями или лицами, находившимися под социальным сопровождением, для предоставления справок и использования в целях, не противоречащих действующему законодательству.


Срок хранения документов по работе с семьями или лицами, которые находились под социальным сопровождением Центра, составляет пять лет со дня прекращения социального сопровождения.

 

НАКАЗ Порядок здійснення соціального суп
Microsoft Word документ 65.5 KB