Особенности осуществления социальной работы с семьями, которых коснулась проблема ВИЧ

Особенности осуществления социальной работы с семьями, которых коснулась проблема ВИЧ

 

Общепризнанным является факт, что официальные данные не отражают реальный масштаб эпидемии ВИЧ / СПИДа в Украине, в частности действительное количество ВИЧ-инфицированных людей. Они только предоставляют информацию о лицах, которые прошли тестирование на антитела к ВИЧ, у которых была обнаружена ВИЧ-инфекция, и которые были внесены в официальный национальный реестр случаев ВИЧ-инфекции. В реальности же, инфицированными могут быть значительно больше украинцев, но они неосведомлены о своем статусе.


Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи осуществляют социальную работу с семьями и лицами, которых коснулась проблема ВИЧ-инфекции/СПИДа.

 

Объектами социальной работы могут быть:

 

- семьи, в т.ч. семьи опекунов и приемных семей, в которых воспитываются дети, имеющие подтвержденный ВИЧ-статус;


- семьи, в которых воспитываются дети до 18 месяцев, которые находятся на специальном медицинском учете;


- дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки и беспризорные дети, имеющие подтвержденный ВИЧ-статус и которые находятся под опекой государства в специализированных учреждениях, учреждениях для детей и интернатах;


- семьи, дети, снятые со специального медицинского учета, но родители которых имеют инвалидность, связанную с ВИЧ-инфекцией;


- ВИЧ-инфицированные молодые люди;


- ВИЧ-инфицированные беременные женщины.

 

К предоставлению социальных услуг, при условии согласия получателя услуг, на разных этапах могут привлекаться специалисты различных сфер деятельности, которые являются работниками центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, других учреждений и организаций (врачи, педагоги, юристы, психологи и др.. ), волонтеры, которые прошли соответствующую подготовку и с которыми заключено соответствующее соглашение, в котором обязательно должен быть пункт о неразглашении конфиденциальной информации о ВИЧ-статусе объекта социальной работы.

 


Особенности социального сопровождения семей, в которых воспитываются дети до 18 месяцев, которые находятся на специальном медицинском учете / ВИЧ-инфицированные дети

 

Особенностью социального сопровождения семей, в которых воспитываются дети до 18 месяцев, которые находятся на специальном медицинском учете / ВИЧ-инфицированные дети, является налаживание постоянного взаимодействия с ближайшим окружением, с целью улучшения условий содержания, взаимоотношений между членами семей, привлечение их к участию в процессе воспитания ребенка.


Социальные услуги не предоставляются родителям или членам семьи, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.


Социальные работники, осуществляющие социальное сопровождение, привлекают родителей или членов семьи к групповым мероприятиям, направленным на получение новых знаний по вопросам особенностей ухода за детьми с установленным статусом или теми, кто находится на специальном медицинском учете, их развития и воспитания.


Социальный работник не разглашает конфиденциальную информацию о ВИЧ-статусе ребенка или то, что он находится на специальном медицинском учете, среди ее семейного и социального окружения.

 

Социальное сопровождение семей, в которых воспитываются дети до 18 месяцев, которые находятся на специальном медицинском учете, имеет следующие особенности:


- контроль над своевременным посещением ребенка медицинского учреждения, на учете которого он находится, получения и приема препаратов антиретровирусной терапии;


- осуществление социального контроля за санитарно-гигиеническими условиями ухода за ребенком;


- формирование у родителей заинтересованности лечением ребенка;


- мотивация родителей или членов семей к устройству ВИЧ-инфицированного ребенка в дошкольные, образовательные и внешкольные учреждения;


- содействие в подготовке ребенка к пребыванию в организованном детском коллективе;


- предоставление индивидуальных рекомендаций по улучшению ухода за ребенком на территории семьи и совместного планирования его будущего;


- совместное решение с родителями условий подготовки ребенка к раскрытию его ВИЧ-статуса или ВИЧ-статуса семейного окружения с привлечением специалистов врачей и психологов.

 


Особенности социального сопровождения семей, детей, снятых со специального медицинского учета, но родители которых имеют инвалидность, связанную с ВИЧ-инфекцией

 

Особенностью социального сопровождения семей, детей, снятых со специального медицинского учета, но родители которых имеют инвалидность, связанную с ВИЧ-инфекцией, является налаживание постоянного взаимодействия с близкими родственниками, с целью улучшения условий содержания, взаимоотношений между членами семей, привлечение их к участию в процессе воспитания ребенка.


Социальный работник должен четко осознавать, что после смерти биологических родителей ребенок должен сохранить семейные корни, поэтому должен воспитываться у родственников, то есть, быть под опекой или попечительством. Если у ВИЧ-инфицированного ребенка отсутствуют близкие родственники, то после смерти родителей, социальный работник, совместно с привлеченными специалистами, должен способствовать устройству ребенка в семейные формы воспитания детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки.


Социальный работник должен обращать внимание на психологическое состояние ВИЧ-инфицированного ребенка и родителей, при необходимости привлечь к осуществлению социального сопровождения психолога, должен в течение всего времени работать с семьей, готовить ребенка к новому месту жительства, раскрытию ВИЧ-статуса семейного окружения.

 

Социальное сопровождение имеет следующие особенности:

 

- обязательное привлечение к социальному сопровождению психолога, с целью психологической поддержки ребенка и родителей, подготовки ребенка к потере родителей, или одного из родителей, перехода к новой семье;


- налаживание контактов с близкими родственниками, с целью последующего устройства ВИЧ-инфицированного ребенка в семью;


- поиск приемных родителей при отсутствии близких родственников, или отказа их оформлять опеку, с целью последующего устройства ВИЧ-инфицированного ребенка в семейные формы воспитания;


- налаживание контактов с работниками специализированных учреждений, учреждений, интернатов, с целью последующего устройства ребенка в эти учреждения после смерти родителей, при невозможности его воспитания в семье.

 


Особенности работы с семьями, в которых два (или несколько детей)

 

Если в семье старший ребенок знает о статусе младшего, то одновременно с тревогой и переживанием за здоровье брата или сестры могут возникнуть проявления напряжения и соперничества. В частности, в том случае, когда младшему ребенку уделяется больше внимания, подчеркивается особое отношение и необходимость повышенной заботы о нем. У старшего это может вызвать раздражение и отчуждение от родителей и брата (или сестры).


Чтобы этого избежать, следует придерживаться некоторых рекомендаций:


- Родители должны стараться уделять одинаковое внимание обоим детям. Движущей силой соперничества между детьми является желание привлечь внимание.


- Родители не должны забывать, что и у здорового ребенка есть свои проблемы, и он нуждается в их внимании и помощи.


- Родители не должны сравнивать одного ребенка с другим. Сравнение вызывают лишь взаимные обиды и конфликты. Они должны помочь детям осознать свою индивидуальность без соперничества.


- Родители не должны защищать постоянно только одного ребенка, даже когда он виноват, только потому, что у него проблемы со здоровьем.


- Каждый ребенок должен знать свои обязанности в соответствии с его возрастом и иметь права наравне с другими детьми.

 

В связи с установленным диагнозом у родителей могут возникнуть ощущение отчужденности, желание отгородиться от других людей, ограничить контакты, изолировать ребенка от внешнего мира. В таком случае социальный работник должен объяснить родителям, что их ВИЧ-инфицированный ребенок такой же, как другие дети, он нуждается в общении, расширения своего мировоззрения. Ребенок может и должен общаться со сверстниками.

 


Особенности ухода за детьми, рожденными ВИЧ-инфицированными женщинами, и детьми с ВИЧ-инфекцией

 

Условия воспитания и организация учебно-воспитательной работы для ВИЧ-инфицированных детей не должны отличаться от таковых для здоровых детей.


Ухаживая за ребенком, рожденным ВИЧ-инфицированной женщиной, или за ВИЧ-инфицированным ребенком, необходимо помнить, что контакт с неповрежденной кожей и слизистыми оболочками абсолютно безопасен.


При уходе за детьми с ВИЧ-инфекцией необходимо соблюдать чистоту. Стоит максимально защитить ребенка от контактов с болезнетворными микроорганизмами. Любое повреждение кожи ребенка (тем более ВИЧ-инфицированного) являются входными воротами инфекции, поэтому поврежденные поверхности нужно обработать дезинфицирующими растворами (раствор бриллиантового зеленого, метиленового синего, перманганата калия, хлоргексидина и др.). На рану нужно накладывать стерильную повязку или бактерицидный лейкопластырь.


ВИЧ-инфицированным детям, даже при отсутствии клинических признаков заболевания, могут быть назначены лекарства и манипуляции, поэтому социальный работник должен сообщить родителям, что при осуществлении любых манипуляций они должны всегда соблюдать правила асептики и антисептики, а также правил безопасности при контактах с кровью и другими биологическими жидкостями.

 


Профилактика инфекций, передающихся с пищей и водой

 

1. Сырое мясо животных и птиц, рыба, молочные продукты, овощи не должны контактировать. Для их обработки необходимо использовать отдельные доски, ножи, посуду. Руки, кухонную посуду и оборудование после контакта с сырыми продуктами необходимо тщательно мыть.


2. Вода, которую употребляет ребенок, должна быть прокипяченной не менее 1 минуты.


3. Сырые овощи и фрукты необходимо тщательно мыть перед употреблением, а в период выраженной иммуносупрессии лучше употреблять только термически обработанные овощи и фрукты.


4. Необходимо избегать купания в водоемах, так как заражение такого ребенка любой болезнью может произойти в результате случайного глотка воды.

 

ВИЧ-инфицированные дети должны избегать прямых солнечных лучей и контактов с песком и почвой, то есть должны носить одежду и обувь в теплое время года и в местах с высокой солнечной радиацией. Прогулки проводить в тени.

 


Мероприятия по предупреждению инфекций при контактах с домашними животными

 

1. Кошки и собаки могут быть источником инфицирования, возбудителями многих оппортунистических инфекций, в том числе и токсоплазмоза, а также переносчиками гельминтов.


2. После контакта с домашними животными ребенок должен тщательно мыть руки с мылом. Необходимо следить, чтобы ребенок избегал таких контактов. Территория, где играет ребенок, не должна быть загрязнена фекалиями животных.


3. Следует избегать игр, которые могут привести к царапинам или укусам животных. Если это произошло, место укуса или царапины необходимо тщательно промыть и обработать дезинфицирующим раствором, не допуская вылизывания животным раны или пореза.


4. Необходимо избегать контакта ребенка с домашними птицами, рептилиями (ящерицами, игуанами), экзотическими животными, а также с водой из аквариумов.

 


Ограничение контакта с больными людьми

 

Необходимо изолировать ВИЧ-инфицированного ребенка от больных инфекционными заболеваниями в семье или детском коллективе.

 


Воспитание гигиенических навыков

 

Соблюдение гигиенических навыков является важной составляющей поддержания здоровья детей при ВИЧ-инфекции. Необходимо часто мыть руки ребенку и приучать его делать это самостоятельно с раннего возраста. С годовалого возраста ребенку следует чистить зубы, а потом необходимо научить этому его самого.


ВИЧ-инфицированных детей следует приучить пользоваться индивидуальными средствами гигиены, мочалкой, зубной щеткой, расческой, ножницами для стрижки ногтей; запрещать использовать предметы гигиены других людей.

 


Общение с другими детьми

 

Бытовые контакты с ВИЧ-инфицированным ребенком безопасны, поэтому такой ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми. Дети могут использовать те же игрушки, книги, карандаши, спортивный инвентарь. Необходимо научить ребенка безопасному поведению (не кусать, царапать детей, аккуратно пользоваться острыми режущими предметами).


 

Психологическая поддержка ребенка при госпитализации

 

Госпитализация является серьезным стрессом для ребенка. Эмоциональные страдания часто увеличивают физическую боль и недомогание. Чтобы облегчить ребенку пребывание в стационаре, ему необходимо доступно объяснить, с какой целью его доставили в больницу, какие процедуры будут проводиться, каким будет его состояние.

Необходимо установить атмосферу доверия между ребенком и медицинским персоналом. Нельзя пугать ребенка медицинскими работниками и манипуляциями.


Родители должны играть с ребенком, чтобы те отвлекались от медицинских процедур, что значительно улучшит их самочувствие. Дети могут взять с собой в больницу любимую игрушку - это поможет больному чувствовать тесную связь с домом и оказывает поддержку в период, когда ему трудно, позволяет уменьшить чувство одиночества.


Организация игр, конкурсов помогает ребенку раскрыться по-другому. В ребенке заложена огромная тяга ко всему новому, интересному. Дети очень быстро переключаются. Им гораздо легче перенести самую неприятную процедуру, когда они знают, что после этого что-то интересное, увлекательное. Необходимо использовать все возможности для уменьшения боли при проведении медицинских процедур. Для ребенка очень важно знать, что пребывание в больнице - это временная мера.


В течение жизни ВИЧ-инфицированный ребенок должен часто употреблять различные лекарства - таблетки, капсулы, суспензии, микстуры. Родители должны научить его относиться к приему лекарств, как к жизненной необходимости. Начиная со 2 - 3-летнего возраста следует научить ребенка глотать таблетки и капсулы. При этом следует предупреждать о недопустимости принимать лекарства без разрешения и указания взрослых, а также угощать лекарствами других детей.

 


Разговор с ребенком на тему ВИЧ-инфицирования

 

Подходя к этому очень тяжелому разговору, необходимо учитывать многие аспекты, в том числе возраст ребенка, путь инфицирования и т.д. В любом случае этот разговор должен состояться только тогда, когда ребенок к этому готов, лучше после пяти лет. При заражении от матери во время посещения врачей, пребывания в стационаре, сдачи анализов ребенок может сам узнать название своей болезни. Маленьких детей следует знакомить с болезнью постепенно, маленькими порциями информации. Это могут быть короткие простые ответы на множество неизбежно возникающих у ребенка вопросов, связанных с состоянием здоровья и необходимостью выполнять назначения врача.


Дети уже могут понять больше. Очень важно правильно построить процесс представления информации детям и давать честные ответы на его вопросы. Если ребенок получает неполную информацию от своих близких, он может получить искаженную информацию в другом месте. При этом возникнет атмосфера недоверия, преодолеть которую будет очень трудно.


ВИЧ-инфицированный ребенок, диагноз которого скрывается, может страдать от одиночества и, как следствие, от страха и стыда. Дети среднего возраста, тяготятся грузом тайны ВИЧ-инфицирования, могут иметь проблемы, связанные с трудностями засыпания, отчужденностью от друзей и семьи, или депрессией, жестокостью, апатией.

Даже дети младшего возраста могут испытывать те же трудности, что и более старшие дети. Задача родителей и персонала, ухаживающего за детьми, вовремя заметить эти изменения поведения ребенка и постараться помочь ему.


Подростки, у которых недавно диагностирована ВИЧ-инфекция, обычно испытывают те же эмоции, что и взрослые люди в подобной ситуации - разочарование, страх, горечь, депрессию, стыд. В то же время дети этой возрастной группы и подростки могут демонстрировать некоторые элементы поведения, свойственные детям младшего возраста. Для них важны вопросы: "Что меня ожидает? Придется мне часто посещать врача и ложиться в больницу? Каким образом ВИЧ-инфекция повлияет на мои отношения с родственниками, друзьями, учениками из моей школы? Могу ли я как-то предотвратить передачу ВИЧ другим? "


Очень важно, чтобы подростка поддерживал профессиональный консультант-психолог. Разговор с подростком стоит вести в открытой и дружественной манере, чтобы уменьшить страх ребенка быть отвергнутым семьей, друзьями, школой. С ребенком необходимо обсудит круг людей, которым следует говорить о диагнозе ВИЧ-инфекции.