Методические рекомендации по выявлению признаков жестокого обращения с детьми

В ходе осуществления социальной работы с семьями, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, специалисты центров социальных служб для семьи, детей и молодежи сталкиваются с бесчисленным количеством проблем, одна из которых заключается в сохранении для ребенка его биологической семьи.


При осуществлении социальной работы с семьями отдельного внимания требуют семьи, где дети подвергались жестокому обращению и были выявлены факты совершения насилия. Специалист центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, который осуществляет социальное инспектирование семьи, должен распознавать и разоблачать такие факты, помогать членам семьи принять правильное решение, что будет способствовать преодолению сложных жизненных обстоятельств. В подавляющем большинстве случаев члены семьи не могут объективно оценить сложность проблем и приоритеты в их решении, выявить внешние, межличностные, социальные и другие факторы, которые повлекли.


Чтобы точно оценить состояние дел в семье, социальному работнику необходимо выявлять, наблюдать, разъяснять и объяснять проблемы, проявляющиеся в ходе осуществления социального сопровождения (предоставлении социальных услуг). Это требует усердия и настойчивости, умение слушать, задавать вопросы, наблюдать, проводить собеседования и т.п.

Подавляющее большинство взрослых, которые совершают насилие над своими детьми, в детстве сами подвергались насильственным действиям. Став родителями, они начинают применять те же методы воспитания, как и их родители. Кроме того, насилие становится следствием жизненных проблем, от которых страдает человек, поэтому взрослые выливают свой гнев и разочарование на детей даже без намерения им навредить.

Среди факторов риска, вызывающих насилие в семье, являются:

- Нищета;

- Социальная изоляция;

- Частые кризисы в семье;

- Безработица;

- Употребление наркотических веществ и алкоголя;

- Отсутствие воспитательных навыков;

- Импульсивность;

- Насилие со стороны других взрослых членов семьи.


Насилие над детьми в семьях, как правило, является циклическим процессом. Бывает внезапным, долговременным и систематическим.

Внезапный характер насилия может привести к тяжелой физической травме ребенка или даже к смертельному случаю.

Систематический характер вызванных насильственных действий не всегда очевидны, однако может угрожать жизни ребенка.

Длительный систематический характер насильственных действий мешает полноценному развитию ребенка.

Существуют различные виды насилия над детьми: физическое, сексуальное, эмоциональное и просто запущенность.

 

 

Виды насилия

 

Физическое насилие - это любая физическая травма, причиной которой может быть избиение, удары, укусы, ожоги или любой другой физический вред, причиненный ребенку. Травма может быть преднамеренной и непреднамеренной, а также следствием чрезмерных дисциплинарных требований или наказания.

Признаки физического насилия:

- Синяки или поломанные кости;

- Отпечатки предметов предмета;

- Синяк или порез, которому нет объяснений;

- Залысина;

- Боязнь взрослых, особенно родителей;

- Агрессия;

- Боязнь физического контакта, такого как рукопожатие, объятия, любого прикосновения.

 

Сексуальное насилие - это ласки и другие прикосновения к гениталиям ребенка, инцест, изнасилование, эксплуатация ребенка в проституции и порнографии, ексгибиционизм, содомия. Сексуальное насилие является наименее открытым видом насилия, потому что взрослые, как правило, через стыд, что может чувствовать ребенок, побуждают его к секретности и молчанию.

Признаки сексуального насилия:

- Секретность;

- Чрезмерная заинтересованность или осведомленность в сексуальной теме и предметах, с ней связанных;

- Чрезмерное проявление внимания ко всему, что связано с сексуальной темой;

- Опасения определенного человека или члена семьи;

- Чрезмерная податливость;

- Агрессия;

- Боль при мочеиспускании;

- Осложнения при ходьбе или сидении;

- Недержание мочи;

- Анальный или вагинальный зуд, сыпь, синяки, кровотечения, боль.

 

Эмоциональное насилие - вербальное или психологическое насилие, интеллектуальная травма. Эмоциональное насилие можно определить как действия или халатное отношение родителей / опекунов, попечителей, которые повлекли или могли повлечь серьезные эмоциональные или интеллектуальные нарушения, его причиной может также стать чрезмерное наказания или его необычные виды. Дети, ставшие жертвами сексуального или физического насилия, преимущественно испытали и эмоциональное насилие.

Признаки эмоционального насилия:

- Отставание по сравнению со сверстниками в физическом и социальном развитии;

- Нарушение речи, сна, приема пищи;

- Систематическое повторение действий, в частности - раскачивание, сосание пальцев, кусание;

- Отсутствие сосредоточения и внимания;

- Отсутствие интереса или эмоций;

- Депрессия или отдаленность;

- Агрессия.

 

Запущенность бывает педагогическое, эмоциональное, медицинское. Наиболее целесообразно остановиться на физической запущенности.

Физической запущенностью является неудовлетворенность основных физических потребностей ребенка в пище, одежде, гигиене, жилье.

Признаки физической запущенности:

- Грязная и поврежденная одежда, неподходящяя к сезону;

- Бессонница;

- Несоблюдение гигиенических норм;

- Медицинские проблемы, которые не поддаются лечению;

- Сокрытие или кража пищи;

- Отсутствие или низкий уровень социальных навыков;

- Безнадзорность;

- Неспособность к обучению, несоответствие умственных способностей возрастным нормам.

 


Последствия жестокого обращения и неудовлетворения потребностей детей в соответствии с их возрастными особенностями

 

Ранний возраст


Младенцы не реагируют на разлуку с родителями, не обнаруживают признаков страха перед незнакомыми людьми, не способны различать людей, значимых для них, и незнакомых, часто пассивны, апатичны, не реагируют на окружающих. Они не смотрят в глаза, не проявляют эмоций, когда с ними кто-то разговаривает, не в состоянии привлекать и удерживать внимание взрослых невербальными средствами; могут раскачиваться, биться головой о стену и т.п.; постоянно плачут или не плачут вообще.


Дети раннего возраста часто не могут сформировать привязанность к своим основным воспитателей (родителей) или имеют неустойчивую привязанность, характеризующуюся ощущением тревоги, плаксивостью. Они часто не в состоянии формировать игровые навыки, отказываются от участия в игре, что может повлиять на формирование их отношений с другими детьми. Они могут становиться агрессивными и наносить вред другим детям, часто считают себя «плохими».

 

Дошкольный возраст


Физическое развитие: недостаточный для возраста рост, слабый мышечный тонус, плохая координация движений, неуклюжая походка; болезненность (особенно заболевания верхних дыхательных путей), расстройства желудочно-кишечного тракта, отсутствие интереса к подвижным играм.


Когнитивное развитие: ребенок не говорит, или речь недостаточно развита и непонятная для окружающих; слабая артикуляция или использование слов; трудности в концентрации внимания, отсутствие интересов к окружающим предметам, неспособность сосредоточиться.


Социальное развитие: неустойчивые привязанности или их отсутствие; неразборчивость в отношениях, навязчивость, легкомыслие, недостаточное или достаточно бурное реагирование на разлуку с родителями (иными воспитателями), эмоциональное отстранение, изолированность или отчужденность от взрослых и сверстников, социальная незрелость в отношениях со сверстниками (неумение взаимодействовать с другими детьми во время игры, делиться, делать что-то по очереди или договариваться о чем-то, повышенная агрессивность, стремление командовать сверстниками или конкурировать с ними), отсутствие навыков и интереса к участию в играх, требующих представления и фантазии, воздержание от любой деятельности, связанной с экспериментированием и исследованиями окружающей среды.


Эмоциональное развитие: частое чувство страхов, нередко беспричинное или из-за незначительных причин, душевная неуравновешенность; признаки заниженной самооценки и неуверенности в своих силах, плохой контроль над своими импульсами, почти отсутствие эмоций, пассивность и отстранение, отсутствие проявлений «здоровой» инициативы, эмоциональное отчуждение, признаки эмоциональных расстройств вроде тревожности, депрессивного состояния, эмоциональной нестабильности; вероятность энуреза, сосание большого пальца.

 

Младший школьный возраст


Дети не ожидают (не ищут) помощи взрослых, пытаются своими действиями и словами доказать, что они в состоянии самостоятельно о себе позаботиться (что фактически защитной реакцией, вызванной недоверием к взрослым), иногда не реагируют на похвальбу и позитивное внимание, дети пытаются оправдать ожидания взрослых и берут на себя их обязательства.


У них возникают проблемы в общении со сверстниками (чувствуют себя неполноценными и не стоящими общения с другими, могут иметь низкую самооценку, остро реагируют на восприятие их сверстниками, могут испытывать стыд и растерянности, если им кажется, что они не оправдывают ожидания сверстников); могут пытаться контролировать и эксплуатировать других детей, командовать ими или запугивать.


У таких детей могут возникать трудности в обучении, их пугает школьная среда, в которой необходимо выполнять многочисленные правила, часто не способны сконцентрироваться на выполнении задач, для них характерны частые эмоциональные всплески, неспособность спокойно работать на уроках. Они склонны к асоциальным проявлениям - бьют других детей, употребляют ненормативную лексику, повреждают вещи, говорят неправду, воруют и т.д.

 

Подростковый возраст


Уровень эмоционального развития не соответствует физическому (эмоционально ребенок проявляет высокий уровень осведомленности о половых отношений и готовность к ним при физической незрелости, плохо понимает себя и окружающих и не может описать, чем отличается от других людей).


Ребенок стесняется своего тела, одевается не по размеру или обстоятельств - или в слишком большую, которой пытается прикрыть свои части тела, или в слишком откровенную одежду.


Как правило, самооценка является заниженной или завышенной (подростки, которые в результате насилия имели травмы, после которых остались шрамы или увечье, в подавляющем большинстве имеют низкую самооценку, из-за чего нередко преувеличивают значимость взрослого человека). Иногда ребенок не идентифицирует себя со своими сверстниками, хотя и не испытывает доверительного отношения к взрослым, является замкнутым.


Факт полового созревания воспринимается (особенно девочками) как следствие вызванным ранее физическим вредом.


О наличии серьезных психологических проблем свидетельствуют возникновения расстройств желудка, в частности такие заболевания как анорексия и булемия.


Свидетельством сексуального насилия над ребенком может быть его восприятие себя как «испорченного» человека, в результате чего он имеет сильное чувство стыда и вины, негативное отношение к собственному телу. У него отсутствует самоуважение. Он проявляет недоверие к другим, боится лиц противоположного пола и физических контактов, подобных объятиям или прикосновениям.


Как защитная реакция на подобную ситуацию в семейном окружении для ребенка становится характерным проблемное поведение: он нерегулярно посещает школу, нарушает дисциплину, бывает чрезмерно агрессивным, безосновательно критикует родителей и близкое окружение.


 

Проблемы, с которыми сталкиваются дети, подвергшиеся насилию и запущенности, независимо от возраста

 

Независимо от возраста дети, пострадавшие от любого вида насилия, как правило, в дальнейшем могут иметь следующие проблемы:

- Отсутствие способности к обучению;

- Нежелание ходить в школу;

- Склонность к совершению преступлений, жестокое обращение;

- Проституция;

- Инфекции, передающиеся половым путем;

- Подростковая беременность;

- Употребление алкоголя или наркотиков;

- Безработица;

- Посттравматические стрессовые расстройства;

- Депрессия или низкая самооценка;

- Дефекты речи;

- Повреждения головного мозга;

- Склонность к самоубийству.


 

Роль социального работника в отношениях родителей и детей

 

Социальным работникам чрезвычайно важно уметь распознавать признаки насилия над детьми и понимать их поведение вследствие этого; постоянно пополнять свои знания об особенностях детского развития и характерные для каждого возраста ребенка черты поведения.


Необходимо помнить:

- Как и все люди, дети имеют свои потребности;

- Компенсация потребностей влияет на поведение ребенка;

- "Хорошее поведение" и "плохое поведение" - это определение, присущее родителям;

- Дети не ведут себя плохо, они ведут себя соответственно своим потребностям;

- Поведение ребенка следует воспринимать объективно;

- Если родители не могут принять любое поведение своих детей, социальный работник должен нацеливать их на его изменения без нанесения ребенку физического или морального вреда;

- Поведение младенцев несогласно с возрастом всегда имеет причины, которые следует выяснить;

- Детям следует помогать чувствовать своих родителей;

- Более целесообразным является изменение окружения ребенка, чем его самого.

 

НАКАЗ Порядок розгляду звернень з привод
Microsoft Word документ 26.5 KB